История Руды Нави, от первых экспериментов,
сквозь время и пространства - через тернии в космос.
Предистория
Кажется начинать надо с начала, не так ли? Впрочем, где оно это начало...
В нашей истории оно в 2007 году, когда я движимый творческим порывом и тем обстоятельством, что уже несколько лет не велась активно музыкальная деятельность, родил идею. Поначалу весьма абстрактно, поскольку однозначно знал тогда только то, что ничем не хочу себя ограничивать в звучании. Прежние проекты изжили себя и развалились. Уже некоторое время не было ни сил ни времени заниматься музыкой. Это угнетало меня и привело к пониманию необходимости в новом проекте. Вот и родился образ. Некое первичное направление.
К началу 2008 года оформились представления о сфере деятельности. На тот момент особый интерес представлял арт-рок и этническая музыка. Я с головой окунулся в творческие эксперименты. Было выбрано название, появились и первые средства к реализации идей. Тогда же я познакомился с Артуром (Реджи Линкс). Артур играл в рок банде, но не был до конца удовлетворен творчески. Сойдясь на Арт-Роке мы начали взаимодействовать и нащупывать стык музыкальных интересов. В небольшой комнатке в г. Королев Московской Области мы экспериментировали и игрались со звуками, зачастую слабо представляя себе, что получится в итоге. Стремление не только экспериментировать, но и приемлемо записать наши эксперименты, привело меня к плотному изучению работы со звуком, звукозаписью и смежными дисциплинами. О, как часто я был недоволен качеством звука (это справедливо и по сей день, но уже по другим причинам). Стремился получить нужное, зачастую казалось что выходит. А еще тут берет начало мое увлечение электронными музыкальными инструментами, а как результат и большой пласт дальнейшего творчества. Но обо всем по порядку.
2008 год
Результатом всех вышеперечисленных предпосылок стал диск «Ныряющий в Темноту» вышедший в конце 2008 года и вобравший в себя все наши с Артуром эксперименты. Принимали участие в записи и другие музыканты, работавшие тогда с Артуром. Они помогли реализовать идеи, заложенные нами. Основную идею генерировал я, потом приходил Артур и говорил «Нужно больше рок-н-ролла». И все переделывал. Мы вступали в полемику, редко серьезную, чаще дружески-шутливую, жаркую полемику. В итоге наш с ним компромисс шел в монтаж.
Альбом вышел очень разноплановым, поскольку я не хотел как-либо его форматировать, вмешиваясь в ход музыкального эксперимента. В итоге в него вошли «Камлание к духам сумерек», «Час Совы» с этно-роковым звучанием, «Врата восприятия» с гораздо более сложным звуком, «Отражения в сфере» в чисто электронном, почти трансовом звуке. Особым плюсом стала «Регрессия к архаичному» записанная как экспериментальная электроника. Таким образом, первым альбомом мы фактически набросали целые области, которые предстояло изучать и разрабатывать.
В целом это был очень насыщенный и интересный период. Одновременно с экспериментами мы играли и более привычную (прежде всего для меня самого) музыку. Рок-н-рол на старой репетиционной базе давал мне отвлечься и зарядиться драйвом. Я тогда много слушал Сида Барета, вдохновляясь его музыкальными безумствами.
Минидиск «Мемориал Забытым», будучи отражением моей страсти, вышел в 2009 году. Записан он был в 2008, так что его можно также смело причислять к этому периоду.
2009 год
В 2009 эксперименты продолжались, а кроме того я углубился в электронную музыку, что дало несколько новое виденье вопроса в целом и ряд треков «в стол». Артур на время выпал из Лаборатории, занявшись собственными рок проектами. Зато собрался интересный состав заинтересованных в обертонном этно-звуке музыкантов. Костя Мельников познакомил меня с японскими медитативными флейтами и другими духовыми, гармонично влившись в нашу среду. Записи стали редкими, поскольку наибольший интерес тогда, для меня, представляли живые импровизации и освоение новых музыкальных инструментов. Отдельно стоит упомянуть моего друга и коллегу Евгения Тимонина. Его эксцентричная натура и искрометное чувство юмора стали неотъемлемой частью нашего творческого процесса. В этом году к нам присоединился Мирослав Молчанов и внес немалый вклад в общее дело. Он потом работал со мной вплоть до 2015 года под псевдонимом Инк.
Результатом такого многогранного состава стала интересная программа, с которой мы концертировали весь год, попутно экспериментируя с видео-инсталяциями.
В том же году собрав материал (правда в основном записанного мной в одиночку) выпустили и сборник «Картины Осени». Презентация которого вместе с живым концертом прошла в ДК «Костино» г. Королев.
2010-2011 годы
Бурная деятельность предыдущего периода вылилась в бурное фестивальное движение. В 2010-ом "Руда Нави" участвовала в варганной сцене Пустых Холмов и впервые отыграла на Белом Шуме. Оба эти фестиваля дали огромный мир новых знакомств, удивительных музыкантов, музык и инструментов. Все лето мы ездили по городам, лесам и мероприятиям. Но наступила осень. Ребята разошлись кто куда. Евгений вернулся в свой родной Калининград, Костя отправился путешествовать, а я засел за новые работы. Наигрался в живую, зарядившись энергией множества талантливых людей с которыми довелось мне поиграть, я был готов к новому витку творческой работы. Меня снова потянула электронная музыка, всегда позволявшая работать без состава, благо я записал богатую коллекцию природных ландшафтов и сеймплов разных инструментов. Я тогда очень интересовался стыком жанров и экспериментальной электроникой. В то же время меня захватила волна транс музыки с редкими волнами техно. Был и более ранний материал, лежавший в столе и ждавший своего окончательно оформления. Результатом стал полновесный диск «Dark Side of The Mushroom» вышедший в свет в самом конце 2010 года и вобравший в себя дух электронной Руды Нави.
Набранный в работе с талантливыми ребятами этнический потенциал тоже требовал выхода. И уже в 2011 собрался минидиск «Пробуждение Ясных», вобравший в себя массу интересного, живого материала. С него фактически начался новый период нашего музыкального синтаксиса, знаменующий собой окончание «Рафинированной» Руды Нави. Ведь до этого эксперименты были хоть и в разные музыкальные стороны, но электроника была электроникой, а этника - этникой. Конечно смешение присутствовало, но внутри еще не сложилось полного понимания того, во что это выльется. Я непрестанно учился, стараясь сформировать в себе некое новое понимание как конечной музыки, так и самого творческого процесса. В 2011-2012 годах жили в Карелии, работая над музыкой проекта «Карельский Чай», что оказало на меня глубокое влияние. Увлек, захватил собою безбитовый эмбиент и Дрон-музыка.
2012 год
В 2012 пока все ждали конца света, осознал эмбиент. Запоем слушал я тогда Саундскейп и разные эмбиент проекты. Много работал в рамках «Карельского Чая». И раньше любил записывать и использовать звуки живой природы, но теперь это вылилось в настоящую ландшафтную дисциплину мышления. Слилось с новым синтезаторным пониманием, освоенным в Карелии. Как будто, некая невероятная сила подняла меня над тактами и фразами, над формами и гармониями, превратив все в бескрайний ландшафт волн звука. Встреча с китами на белом море также внесла свое вдохновляющее вливание, их звуки и удивительные состояния существ странствующих в бескрайнем океане, наполнили меня удивительными переживаниями.
По возвращению в Москву в конце 2012 года мы снова стали работать с Артуром (Реджи Линкс). Но теперь, оба мы были другими. Он успешно работал в коммерческом рок проекте и гастролировал по миру. Я одержимо продолжал овладевать новыми музыкальными методами, путешествовал, искал ландшафты и впечатления.
В результате плотной роботы, совместно с Артуром в студии, был записан минидиск «Безымянные странствия космических Китов», открывший для меня новую веху творчества, новый формат понимания. В начале 2013-го в сотрудничестве с Сашей (Лисом) Стяжкиным был записан трек «Тени Медленной Воды», дополнивший этот минидиск.
2013-2014 годы
В этот период работы в Руде Нави снизили свою интенсивность, прежде всего за счет работы в других проектах и в еще большей степени за счет путешествий. Одновременно назрел и творческий кризис, пережитый к концу 2014 и усвоенный. 2014 год ознаменовался выходом «Храма Безмолвия», работы в полной мере представлявшей новые стремления и горизонты. Оригинальный трек с «Пробуждения Ясных» был дополнен саундскейпом и поющими чашами В том же 2014 вышла и «Геометрия Осени», тоже с саундскейпом. В «Геометрии» дождь задал ритм электронике. Особый интерес представляют записи криков летучих мышей в трэке, полевые записи с озера Кивиярви и его окрестностей.
2015 год
Стал новой точкой разгона как меня лично так и всей лаборатории Руда Нави. Началось активное сотрудничество с «Центром О» на старом Арбате и новый виток изучения инструментов народов мира. Вместе с Мирославом Молчановым (Инк) мы записали «Унисоны Теней», причем ему принадлежит большая часть этого эксперимента. А с Артуром был записан минидиск «Лягушка путешественница, Кот Баюн и духи верхнего мира» вдохновленный сказочницей Викой. В какой-то момент казалось, что спецпроект выльется в аудио-сказку. Но... Не срослось, «Лягушка путешественница» так и осталась темой-треком, вышедшем как Сингл.
Закончился период набора потенциала, очередная ступень бесконечной лестницы осталась позади, только для того, чтобы уступить свое место новой ступени. С 2015 начинается (на мой глубоко субъективный взгляд) зрелость Руды Нави. Прежде всего это обусловлено четким пониманием цели и достаточным для нее набором средств. Окончательным формированием, как внешних так и внутренних ресурсов. Я наконец пришел к гармоничному взаимопроникновению всех тех областей, что наметил в теперь уже далеком 2007 году. Теперь я мог не заботится о выразительных средствах, поскольку наработал достаточно опыта, чтобы подступится к задаче которую ставил перед собой, выбирая название для проекта. В этом же году к проекту присоединился Илья Шишков. А Артур снова ушел в автономное плавание коммерческой музыки.
Стоит отметить, что уже на момент вступления в музыкальные ряды Ильи, заслуги его в нашей деятельности не вызывали сомнений. И когда он решился наконец публично с нами заиграть, сердце мое возрадовалось.
2016 год
Я вошел во вкус и ощутил музыкальную свободу. Новая волна музыкальных экспериментов с Ильей, глубокое переживание полученное в ходе практики «Тибетской Йоги сновидений» и вовремя мероприятий «Ночи Сновидений», а также дальнейшая практика дали толчок для нового альбома. «Музыка Снов», вышедшая в 2016 году, вобрала в себя не только ряд наигранных из состояния дремы музыкальных фрагментов, но и целые массивы природных шумов, записанных в разных местах. Наконец-то я свободен и достаточно сил и средств для выражения потоков и состояний, столь интересовавших меня. На данный момент я считаю эту работу одной из самых интересных (Что впрочем ненадолго, потому что скоро запишется новый альбом).
Также стоит отметить программу «У самого Белого Моря», сыгранную на фестивале «Белый Шум», и включившую в себя как новые эмбиентные фрагменты, так и элементы старых треков. Я все лучше и лучше осваиваю диджериду и очень вдохновлен игрой с Ксенией и Ильей. Даем серию концертов в Москве и Королеве, в ходе которых обыгрываем программу звучаний и совершенствуемся в импровизации. Роль новых инструментов в треках увеличивается. Разнообразие восхищает меня: любимые мною бубны и варганы, гитары и синтезаторы, барабаны Африки и Азии, поющие чаши, гусли, флейты и диджериду. Участие в ярмарках и фестивалях (где играешь рекламируя товар днями на пролет) наработало техники.
2017 год
В творческую лабораторию пришел Игорь Одинцов (Мы играли с ним и раньше, но эпизодически). В сотрудничестве с ним и я, и Илья почувствовали перспективы и новые возможности к импровизации. Игорь потрясающий барабанщик-восточник. Его игра на индийских барабанах и проникновенное внимание к деталям вносит неоценимый вклад в красочность звучания.
На «Белом Шуме» прозвучала программа «Эволюция Сознания», ставшая новым шагом в нашем общем творчестве. В то же время я стал много работать в других сферах, писать разную музыку. Осенью мы подготовили новую программу и начали концертировать в тройном составе.
В конце года вышел полновесный альбом «Лес Сов» вобравший в себя и новый полевой материал и новые звучания. Следую сложившейся традиции альбом получился не однородным. Начинаясь с чистого саундскейпа и природных шумов, продолжается электронным даунтемпо и даже разгоняется до вполне энергичного этно-транса, чтобы затем снова утонуть звучанием в эмбиенте. «Лес Сов» позволил нам нащупать правильное соотношение в работе, ведь все мы очень разные музыканты и зачастую нелегко выбрать какой из вариантов той или иной композиции станет итоговым.
В общем и целом 2017й принес мне дружбу и глубокое братское чувство, столь ценное среди череды бесконечных смен составов и перестановок. Трио стало устойчивым основанием для дальнейшего общего творческого развития.
2018 год
Конец 2017 года как и начало нового 2018, были проведены в активной концертной деятельности. Я подготовил новый концепт на основе которого мы с ребятами отработали программу «Волны Времени», а потом на ее основе и «5 волн, 5 стихий в звуке». Эти программы были отыграны в ходе концертов в Москве и области. На основе этой деятельности стало ясна необходимость в реорганизации нашей творческой лаборатории. Во первых решено было взять в коллектив человека на организационную деятельность. Первым таким человеком стала Ольга Карпычава, она организовала для нас 2 отличных концерта но... Не выдержав нагрузки сложила с себя полномочия. Ее место занял Александр Александров, человек спокойный и последовательный. Он принес с собой и массу новых идей, относительно реализации моих музыкальных концепций в полноценное шоу. Работа над которым идет в настоящий момент.
Весной я познакомился с замечательным музыкантом Валерием Христовым (ШИБ). Это знакомство стало поводом и для музыкального сотрудничества. Валера записал отличный материал с использованием диджериду и электроники. На основе этого материала и моих наработок был сведен минидиск «Внутренний Лес». По сути 3 трека этого минидиска, это три интерпретации одной и той же темы. Она раскрывается в заглавном треке «Внутренний Лес» глубоким этно-эмбиентом. Трек «Лесное Племя» раскрывает ту же тему но уже как транс с элементами этники. А «Каменный Мох» это уже медленный дроновый эмбиент с более пространственным звуком. В целом эта работа доставила мне массу удовольствия и вышла весьма удачной.
В ходе плотной работы над новым альбомом "Обитель Перемен", стало ясно, что необходимо качественное изменение уровня подачи материала. В этот период лабораторию покидает Илья, что опечаливает но дает дополнительный импульс. Я начинаю сотрудничать с новыми людьми, стремясь расширить возможности лаборатории. Прежде всего это Карина Поспелова - музыкант и хореограф, она сплетает музыку и движение, танцы с огнем и перфоманс. Василиса взялась за перкуссию а кроме того за наши образы на сцене. Игорь по прежнему наша главная ударная сила. В планах программа по "Обители Перемен".
Под конец года выходит специальный сет, как подарок от меня всем моим друзьям - "Путешествие в зиму"
2019 год
Упорно работал со звуком и формой. Новое понимание привело к новому звучанию, вобравшем в себя и ритуальность и атмосферу. Альбом "Обитель Перемен" стал новой вехой и новой отправной точкой. Особо стоит отметить вклад Игоря Лиха в трек "Медитация дракона", его поющие чаши стали мощным обертонным подспорьем.
Весной и летом начали обкатывать программу "Обитель Перемен", с которой отыграли фестивали ARTLagunA, Ночь Музеев в Беляево, Неожиданные Обстоятельства и целый каскад Лесовий (Арт слет).
В сентябре выходит клип «Тень Первопредка» в котором Карина ставит танец с огнем. Клип был снят ранней весной Антонио Оссо (Антон Костюк), но смонтирован и выпущен он был только к осени. В дальнейшем Карина вышла из состава лаборатории, прекратилась работа и с и Игорем Одинцовым. Фактически к концу года в проекте остались только мы с Василисой. "Обитель Перемен" стала таковой в буквальном смысле.
Был пересведен и переиздан альбом 2016 года "Музыка Снов". В 2019 году в новом расширенном варианте он вышел как "Music of Dreams" с новой обложкой и англоязычной адаптацией.
Я стал все чаще задумываться о возможности поработать с аутентичным русским вокалом и струнными. В самом конце года в ходе концертов "Навья Ночь" и "Руда Нави - 13 лет" мы попробовали работать с Айсо (в качестве вокалистки) и я остался доволен результатами. Но кто знает надолго ли наше сотрудничество?
2020 год
2020 год начинался с больших планов на концертную и фестивальную деятельность. Но из за общей ситуации в стране и мире этим планам не суждено было сбыться. Бесконечные карантины и запрет на общественные мероприятия связанный с ними, практически оставил творческую лабораторию без выступлений.
Я засел за студийную работу. Совместно с Айсо мы начали работу над альбомом «Симаргл». Я выработал концепцию, а Айсо подобрала наиболее аутентичные текста для их реализации в альбоме. Несмотря на сложности и постоянные препятствия за лето и осень, все вместе мы записали огромный массив материала. В новом альбоме реализуя небесную тематику звучали и ритуальные славянские заклички (трек «Хмары») и обрядовые купальские песни (трек «Собутка»). В последнем был использован не один текст, а целый набор песен. По замыслу они должны были переплетаться в традиционном многоголосии создавая единый узор из разных напевов. Также для трека «Собутка» я записал несколько тем на гуслях. Кроме того в записи трека «Вольные ветра» не обошлось без электрогитар к которым я вернулся с огромным удовольствием. Для этого трека были приглашены и мои друзья — музыканты. Кантемир Карнайн исполнил партию на смычковых (Шикапшин), а Максим Тамонов записал варганы для этого трека.
Запись альбома включая все этапы заняла более года, и была воистину эпической, как по количеству вложенного труда так и по новинкам. А новинок много.... Впервые альбом с женским вокалом да еще таким. Впервые многие инструменты например шикапшин. На альбоме нет диджериду, зато много варганов и бубнов. Также на альбоме есть гусли и гитары роль которых местами выходит на передний план.
В плотной работе над этим проектом закончился год...
2021 год
Новый 2021 год начинался с той же большой работы над сведением и выпуском альбома «Симаргл». Закончить работу удалось к концу марта 2021 года, а 22 апреля состоялся его официальный релиз
Завершив это по настоящему масштабное деяние и отыграв весенний ритуальный концерт, я взял творческий отпуск на месяц, для накопления потенциала
Ну а далее последовала концертная деятельность. К деятельности этой подтянулся Брат Пётр (Пётр Файласов), особо заинтересованный в том чтобы нести варганы в массы. Также в этот период с нами путешествовал и играл Харон Подземный - известный в Рязани шеф-повар-турист, увлеченный этнической музыкой. С Петром, Василисой и Айсо мы провели ряд интересных концертов. Особо следует отметить плотное сотрудничество с Дзен Фестивалем и арт-усадьбой "Гуслица" в этот период. За лето мы трижды были в "Гуслице" с программами разной степени медитативности.
Также особо хочется отметить плодотворное сотрудничество с нашими товарищами из Рязани в рамках программы "Стерегущие дом". Отдельно стоит поблагодарить Константин Кипарисов (Театр Дом) который и организовал все действо на высочайшем уровне.
2021й год для нас выдался максимально насыщенным в самых разных аспектах деятельности.
2022 год
К 2022 году пришло время некоторой смены вектора в деятельности, ведь я затеял создание музыкального центра и практик "Северная Шамбала", и для его реализации требовались как ресурсы, так и время. Впрочем, весь год продолжались концерты и мероприятия в разных составах и с разными программами. Вообще год стал переходным
В отличие от предыдущего года на этот пришлось больше камерных мероприятий в небольших, но уютных йога-центрах, мы меньше ездили по крупным мероприятиям. Основной линией стали концерты-медитации, а кроме того, благодаря Марине Парфенчук увеличилась роль гонгов в программе. Взаимодействие с Мариной сложилось очень удачно, она стала частой приглашенной гостьей в наших мероприятиях и концертах. Харон покинул проект, вернулся в Рязань. А мы продолжили работу
К концу года нас покинул и Пётр, который впрочем, потом вернулся и снова ушел... Тем не менее мы начали работу над новым альбомом, к которому был записан полевой материал и нарисована обложка.
2022-й плавно сворачивал деятельность 2021 года, для перевода ее в новое качество. А новые плоскости назрели!
2023 год
К концу 2022 года музыкальное движение свернулось. Практически весь год не велась концертная деятельность, даже по альбому работы остановились. Не то, чтобы я передумал или устал, просто появился проект потребовавший от меня всех сил и массу времени, совмещать больше не получалось.
Совместно с Василисой и Александром Спасским мы дали старт проекту «Северная Шамбала». Суть проекта в создании центра для отдыха и погружения в мир музыки и практик, место уединения с природой и красотой Северных земель, проведение различных мероприятий. Проект также станет площадкой для записей материалов, преподавательской деятельности.
Было выбрано потрясающее место на берегу чистого озера в глухой и почти мертвой Карельской деревни близ северного берега Ладоги, где мы приобрели участки земли и начали их освоение по созданию нового культурного центра для Неспящих.
Как только в начале мая сошел снег мы приступили к зачистке участков и строительству базово необходимой инфраструктуры. Удалось провести электричество и начать строительство первой очереди. Был создан фундамент и поставлен крытый каркас бани.
Так за строительством и решением задач проекта незаметно прошел год. Он впрочем принес в копилку "Руды Нави" немало интересного полевого материала записанного в лесах Карелии весной и летом.
2024 год
Начало 2024 года ознаменовала бурная концертная деятельность творческой лаборатории "Руда Нави". В феврале мы с Василисой отыграли программу в ходе совместного концерта "Дыхание севера". Крайне продуктивно посотрудничали с музыкантом Сергеем Фридт'ом (S.Friedt), а чуть позже и с Мариной Парфенчук в рамках ее модного показа "Вегвизир".
В концертную деятельность вновь были включены природные видеоряды, возобновилась работа над новым альбомом с рабочим названием "За Калиновым Мостом". Альбом впитывал в себя небывалое количество обработанного полевого материала.
А мы продолжаем свою работу для Вас! В этом году далеко идущие планы! Впереди - выпуск альбома и плотный концертный график.
Послесловие
Конечно, в этом повествовании перечислены лишь самые основные моменты истории Руды Нави. Были и квартирники, и эксперименты с видео, и масса фестивалей, где мы играли разными составами. Были и самые разные музыканты, с которыми мы пересекались, а подчас и внезапно сотрудничали. Наверное можно написать очень неплохую книгу мемуаров. Наверное когда-нибудь, когда я стану совсем старым и ленивым, я этим займусь. А пока наш путь продолжается. Впереди еще целая жизнь творчества, столькому еще предстоит научиться! Ведь Музыка как и Вселенная вокруг бесконечна, да и есть ли между ними разница?
Вессемир Воронцов
Руда Нави — история. Или о том как мы летим через тернии в космос.