Руда Нави - ambient of psychedelic sounds

История проекта

История Руды Нави, от первых экспериментов,
через тернии в космос.

Предистория

Кажется начинать надо с начала, не так ли? Впрочем, где оно это начало...
В нашей истории оно в 2007 году, когда я движимый творческим порывом и тем обстоятельством, что уже несколько лет не велась активно музыкальная деятельность, родил идею. Поначалу весьма абстрактно, поскольку однозначно знал тогда только то, что ничем не хочу себя ограничивать в звучании. Прежние проекты изжили себя и развалились. Уже некоторое время не было ни сил ни времени заниматься музыкой. Это угнетало меня и привело к пониманию необходимости в новом проекте. Вот и родился образ. Некое первичное направление.
К началу 2008 года оформились представления о сфере деятельности. На тот момент особый интерес представлял арт-рок и этническая музыка. Я с головой окунулся в творческие эксперименты. Было выбрано название, появились и первые средства к реализации идей. Тогда же я познакомился с Артуром (Реджи Линкс). Артур играл в рок банде, но не был до конца удовлетворен творчески. Сойдясь на Арт-Роке мы начали взаимодействовать и нащупывать стык музыкальных интересов. В небольшой комнатке в г. Королев Московской Области мы экспериментировали и игрались со звуками, зачастую слабо представляя себе, что получится в итоге. Стремление не только экспериментировать, но и приемлемо записать наши эксперименты, привело меня к плотному изучению работы со звуком, звукозаписью и смежными дисциплинами. О, как часто я был недоволен качеством звука (это справедливо и по сей день, но уже по другим причинам). Стремился получить нужное, зачастую казалось что выходит. А еще тут берет начало мое увлечение электронными музыкальными инструментами, а как результат и большой пласт дальнейшего творчества. Но обо всем по порядку.

Что означает - Руда Нави? Руда — старославянское слово, обозначающее кровь и одновременно исток жизни.
Произносится как рУда.
Навь — нижний мир, мир чистой неструктурированной энергии, куда уходят мертвые не выполнившие своего предназначение на этой земле. Руда Нави — это кровь нижнего мира, чистая сила, которая принимает свою форму по мере явления, то есть воплощения в наш мир. Название символизирует воплощение в музыку бесконечного потенциала мира чистой энергии через личное переживание и одновременно мое стремление поделится этими переживаниями.
В среде Творческой Лаборатории имеет хождение и другой перевод «Тёмная сторона бесконечности». Он, однако, еще более метафоричен.

2008 год

Результатом всех вышеперечисленных предпосылок стал диск «Ныряющий в Темноту» вышедший в конце 2008 года и вобравший в себя все наши с Артуром (А иногда и его ребятами) эксперименты. Принимали участие в записи и другие музыканты. Они помогли реализовать идеи, заложенные нами. Основную идею генерировал я, потом приходил Артур и говорил «Нужно больше рок-н-ролла». И все переделывал. Мы вступали в полемику, редко серьезную, чаще дружески-шутливую, жаркую полемику. В итоге наш с ним компромисс шел в монтаж.
Альбом вышел очень разноплановым, поскольку я не хотел как-либо его форматировать, вмешиваясь в ход музыкального эксперимента. В итоге в него вошли «Камлание к духам сумерек», «Час Совы» с этно-роковым звучанием, «Врата восприятия» с гораздо более сложным звуком, «Отражения в сфере» в чисто электронном, почти трансовом звуке. Особым плюсом стала «Регрессия к архаичному» записанная как экспериментальная электроника. Таким образом, первым альбомом мы фактически набросали целые области, которые предстояло изучать и разрабатывать.
В целом это был очень насыщенный и интересный период. Одновременно с экспериментами мы играли и более привычную (прежде всего для меня самого) музыку. Рок-н-рол на старой репетиционной базе давал мне отвлечься и зарядиться драйвом. Я тогда много слушал Сида Барета, вдохновляясь его музыкальными безумствами.
Минидиск «Мемориал Забытым», будучи отражением моей страсти, вышел в 2009 году. Записан он был в 2008, так что его можно также смело причислять к этому периоду.

2009 год

Руда Нави - Карелия В 2009 эксперименты продолжались, а кроме того я углубился в электронную музыку, что дало несколько новое виденье вопроса в целом и ряд треков «в стол». Артур на время выпал из Лаборатории, занявшись собственными рок проектами. Зато собрался интересный состав заинтересованных в обертонном этно-звуке музыкантов. Костя Мельников познакомил меня с японскими медитативными флейтами и другими духовыми, гармонично влившись в нашу среду. Записи стали редкими, поскольку наибольший интерес тогда, для меня, представляли живые импровизации и освоение новых музыкальных инструментов. Отдельно стоит упомянуть моего друга и коллегу Евгения Тимонина. Его эксцентричная натура и искрометное чувство юмора стали неотъемлемой частью нашего творческого процесса. В этом году к нам присоединился Мирослав Молчанов и внес немалый вклад в общее дело. Он потом работал со мной вплоть до 2015 года под псевдонимом Инк.
Результатом такого многогранного состава стала интересная программа, с которой мы концертировали весь год, попутно экспериментируя с видео-инсталяциями.
В том же году собрав материал (правда в основном записанного мной в одиночку) выпустили и сборник «Картины Осени». Презентация которого вместе с живым концертом прошла в ДК «Костино» г. Королев и сопровождалась живым концертом.

2010-2011 годы

Руда Нави - Карелия Бурная деятельность предыдущего периода вылилась в бурное фестивальное движение. В 2010-ом "Руда Нави" участвовала в варганной сцене Пустых Холмов и впервые отыграла на Белом Шуме. Оба эти фестиваля дали огромный мир новых знакомств, удивительных музыкантов, музык и инструментов. Все лето мы ездили по городам, лесам и мероприятиям. Но наступила осень. Ребята разошлись кто куда. Евгений вернулся в свой родной Калининград, Костя отправился путешествовать, а я засел за новые работы. Наигрался в живую, зарядившись энергией множества талантливых людей с которыми довелось мне поиграть, я был готов к новому витку творческой работы. Меня снова потянула электронная музыка, всегда позволявшая работать без состава, благо я записал богатую коллекцию природных ландшафтов и сеймплов разных инструментов. Я тогда очень интересовался стыком жанров и экспериментальной электроникой. В то же время меня захватила волна транс музыки с редкими волнами техно. Был и более ранний материал, лежавший в столе и ждавший своего окончательно оформления. Результатом стал полновесный диск «Dark Side of The Mushroom» вышедший в свет в самом конце 2010 года и вобравший в себя дух электронной Руды Нави.
Набранный в работе с талантливыми ребятами этнический потенциал тоже требовал выхода. И уже в 2011 собрался минидиск «Пробуждение Ясных», вобравший в себя массу интересного, живого материала. С него фактически начался новый период нашего музыкального синтаксиса, знаменующий собой окончание «Рафинированной» Руды Нави. Ведь до этого эксперименты были хоть и в разные музыкальные стороны, но электроника была электроникой, а этника - этникой. Конечно смешение присутствовало, но внутри еще не сложилось полного понимания того, во что это выльется. Я непрестанно учился, стараясь сформировать в себе некое новое понимание как конечной музыки так и самого творческого процесса. В 2011-2012 годах я жил в Карелии, работая над музыкой проекта «Карельский Чай», что оказало на меня глубокое влияние. Меня увлек безбитовый эмбиент и Дрон-музыка.

2012 год

Руда Нави - Время, огонь и поющие чаши В 2012 пока все ждали конца света, я осознал эмбиент. Запоем слушал я тогда Саундскейп и разные эмбиент проекты. Много работал в рамках «Карельского Чая». Я и раньше любил записывать и использовать звуки живой природы, но теперь это вылилось в настоящую ландшафтную дисциплину мышления. Слилось с новым синтезаторным пониманием, освоенным в Карелии. Как будто, некая невероятная сила подняла меня над тактами и фразами, над формами и гармониями, превратив все в бескрайний ландшафт волн звука. Встреча с китами на белом море также внесла свое вдохновляющее вливание, их звуки и удивительные состояния существ странствующих в бескрайнем океане, наполнили меня удивительными переживаниями.
По возвращению в Москву в конце 2012 года мы снова стали работать с Артуром (Реджи Линкс). Но теперь, оба мы были другими. Он успешно работал в коммерческом рок проекте и гастролировал по миру. Я одержимо продолжал овладевать новыми музыкальными методами, путешествовал, искал ландшафты и впечатления.
В результате плотной роботы, совместно с Артуром в студии, был записан минидиск «Безымянные странствия космических Китов», открывший для меня новую веху творчества, новый формат понимания. В начале 2013-го в сотрудничестве с Сашей (Лисом) Стяжкиным был записан трек «Тени Медленной Воды», дополнивший этот минидиск.

2013-2014 годы

В этот период работы в Руде Нави снизили свою интенсивность, прежде всего за счет работы в других проектах и в еще большей степени за счет путешествий. Одновременно назрел и творческий кризис, пережитый к концу 2014 и усвоенный. 2014 год ознаменовался выходом «Храма Безмолвия», работы в полной мере представлявшей новые стремления и горизонты. Оригинальный трек с «Пробуждения Ясных» был дополнен саундскейпом и поющими чашами В том же 2014 вышла и «Геометрия Осени», тоже с саундскейпом. В «Геометрии» дождь задал ритм электронике. Особый интерес представляют записи криков летучих мышей в трэке, полевые записи с озера Кивиярви и его окрестностей.

2015 год

Руда Нави - Время, огонь и поющие чашиРуда Нави - Время, огонь и поющие чаши Стал новой точкой разгона как меня лично так и всей лаборатории Руда Нави. Началось активное сотрудничество с «Центром О» на старом Арбате и новый виток изучения инструментов народов мира. Вместе с Мирославом Молчановым (Инк) мы записали «Унисоны Теней», причем ему принадлежит большая часть этого эксперимента. А с Артуром был записан минидиск «Лягушка путешественница, Кот Баюн и духи верхнего мира» вдохновленный сказочницей Викой. В какой-то момент казалось, что спецпроект выльется в аудио-сказку. Но... Не срослось, «Лягушка путешественница» так и осталась темой-треком, вышедшем как Сингл.
Закончился период набора потенциала, очередная ступень бесконечной лестницы осталась позади, только для того, чтобы уступить свое место новой ступени. С 2015 начинается (на мой глубоко субъективный взгляд) зрелость Руды Нави. Прежде всего это обусловлено четким пониманием цели и достаточным для нее набором средств. Окончательным формированием, как внешних так и внутренних ресурсов. Я наконец пришел к гармоничному взаимопроникновению всех тех областей, что наметил в теперь уже далеком 2007 году. Теперь я мог не заботится о выразительных средствах, поскольку наработал достаточно опыта, чтобы подступится к задаче которую ставил перед собой, выбирая название для проекта. В этом же году к проекту присоединился Илья Шишков. А Артур снова ушел в автономное плавание коммерческой музыки.
Стоит отметить, что уже на момент вступления в музыкальные ряды Ильи, заслуги его в нашей деятельности не вызывали сомнений. И когда он решился наконец публично с нами заиграть, сердце мое возрадовалось.

2016 год

Руда Нави - Время, огонь и поющие чаши Я вошел во вкус и ощутил музыкальную свободу. Новая волна музыкальных экспериментов с Ильей, глубокое переживание полученное в ходе практики «Тибетской Йоги сновидений» и вовремя мероприятий «Ночи Сновидений», а также дальнейшая практика дали толчок для нового альбома. «Музыка Снов», вышедшая в 2016 году, вобрала в себя не только ряд наигранных из состояния дремы музыкальных фрагментов, но и целые массивы природных шумов, записанных в разных местах. Наконец-то я свободен и достаточно сил и средств для выражения потоков и состояний, столь интересовавших меня. На данный момент я считаю эту работу одной из самых интересных (Что впрочем ненадолго, потому что скоро запишется новый альбом).
Также стоит отметить программу «У самого Белого Моря», сыгранную на фестивале «Белый Шум», и включившую в себя как новые эмбиентные фрагменты, так и элементы старых треков. Я все лучше и лучше осваиваю диджериду и очень вдохновлен игрой с Ксенией и Ильей. Даем серию концертов в Москве и Королеве, в ходе которых обыгрываем программу звучаний и совершенствуемся в импровизации. Роль новых инструментов в треках увеличивается. Разнообразие восхищает меня: любимые мною бубны и варганы, гитары и синтезаторы, барабаны Африки и Азии, поющие чаши, гусли, флейты и диджериду. Участие в ярмарках и фестивалях (где играешь рекламируя товар днями на пролет) наработало техники.
Руда Нави - 10 лет в полете

2017 год

В творческую лабораторию пришел Игорь Одинцов (Мы играли с ним и раньше, но эпизодически). В сотрудничестве с ним и я, и Илья почувствовали перспективы и новые возможности к импровизации. Игорь потрясающий барабанщик-восточник. Его игра на индийских барабанах и проникновенное внимание к деталям вносит неоценимый вклад в красочность звучания.
На «Белом Шуме» прозвучала программа «Эволюция Сознания», ставшая новым шагом в нашем общем творчестве. В то же время я стал много работать в других сферах, писать разную музыку. Осенью мы подготовили новую программу и начали концертировать в тройном составе.
В ближайших планах много всего, концерты и гастроли. Да и запись новая уже идет, с таким-то блестящим составом.

Послесловие

Конечно, в этом повествовании перечислены лишь самые основные моменты истории Руды Нави. Были и квартирники, и эксперименты с видео, и масса фестивалей, где мы играли разными составами. Были и самые разные музыканты, с которыми мы пересекались, а подчас и внезапно сотрудничали. Наверное можно написать очень неплохую книгу мемуаров. Наверное когда-нибудь, когда я стану совсем старым и ленивым, я этим займусь. А пока наш путь продолжается. Впереди еще целая жизнь творчества, столькому еще предстоит научиться! Ведь Музыка как и Вселенная вокруг бесконечна, да и есть ли между ними разница?



Вессемир Воронцов
Руда Нави — история. Или о том как мы летим через тернии в космос.